Главная » Статьи » Мои статьи |
2.
Методика изучения межгрупповой
адаптации Разработанная модель МГА позволила сформулировать
следующие два интегральных критерия и пять интегральных субъективных и
объективных показателя изучаемого явления. Кроме того, были определены и
возможные индикаторы межгрупповой адаптации. 1. Результат совместной деятельности групп, соответствующий установленным целям и задачам
организации (объективные показатели). Индикаторам являются: -
количественный
результат выполнения поставленных задач -
качество
выполненных задач (отсутствие/наличие взаимных межгрупповых претензий) -
отсутствие
отказов при обращении за помощью; взаимозаменяемость; интерес к освоению
смежной (не по своему подразделению) специальности 2. Адаптационный потенциал групп (объективные и субъективные показатели). Индикаторам
являются: -
профессиональное
здоровье групп (объективный показатель) -
усредненный
личностный адаптационный потенциал взаимодействующих групп (субъективный
показатель) 3. Соответствие профессионально-должностных и
социально-статусных требований своей группы
потребностям и ожиданиям, мотивам, интересам других групп – мотивационный
потенциал групп (субъективные
показатели). Индикаторам являются: -
индикаторы мотивов: заработок, материальное поощрение;
физические условия труда; структурирование работы; социальные контакты;
взаимоотношения; признание; стремление к достижениям; власть и влиятельность;
разнообразие и перемены; креативность; самосовершенствование; интересная и полезная работа 4. Профессиональная приверженность, профессиональный патриотизм, любовь к профессии
(субъективные показатели). Индикаторам являются: -
соблюдение и
защита норм профессиональной этики и поведения, -
отсутствие корпоративной
замкнутости и противопоставления другим профессия. II. Социально-психологический адаптационный
критерий организации: 5. Соответствие
организационной субкультуры
взаимодействующих групп общей
организационной культуре (субъективные
показатели). Индикаторам являются: - общие характеристики организации: особенности, динамичность, - ориентированность на результат, структурированность; доминирующий стиль руководства; управление персоналом; связующая сущность; цели; критерии успеха Исследование
межгрупповой адаптации может быть проведено, как в научных, так и в прикладных,
практических целях. В ходе научного исследования следует
использовать комплексную диагностическую методику, включающую следующие методы в зависимости от включенности исследователя и объекта
исследования: наблюдение, изучение результатов деятельности, архивный метод,
эксперимент. Комплексный
характер методики обеспечен объединением прямых, косвенных и проективных методов диагностики.
Более подробно познакомится с методикой научных исследований на различных
выборках можно в монографиях: Булгаков А.В. Психологическая теория и практика
межгрупповой адаптации. М.: МГОУ, 2006; Булгаков А.В., Митасова Е.В.
Межгрупповая адаптация специалистов-реабилитологов. М., 2005.. Для практических задач повседневной практики
организации психологу целесообразно, исходя из конкретных условий
жизнедеятельности обследуемой организации, специфики ее подразделений,
творчески использовать апробированную нами следующую диагностическую методику. Схема применения методик
представлена в таблице. Некоторые практические
рекомендации.
На практике собрать банк ситуаций МГА представляется делом достаточно
трудоемким, требующим длительного времени. Но с учетом выявленных
закономерностей и сформулированных на их основе принципах можно проводить
мониторинг МГА. Основными диагностическими методиками мониторинга являются:
наблюдение, беседы, экспертные оценки, изучение документов, адаптированные
варианты опросников «Организационная культура» Куин и Камерон, «Мотивационный
профиль» Ричи и Мартин; НПУ-А Маклакова,
тест социальной идентификации Булгакова. Подробнее работой с ними можно
познакомиться на практических занятиях и в учебном пособии: Булгаков А.В.
Практикум по диагностике и управлению межгрупповой адаптацией в организациях.
М.: МГОУ, 2007. Заключение
Для изучения МГА разработана ее комплексная модель. В модель входят в
качестве элементов межгрупповая адаптационная ситуация, своя и другая
взаимодействующие группы, характеризующимися
субкультурами. Ситуация МГА определена как актуальное состояние системы
отношений групп друг с другом, сложная субъективно-объективная реальность, фиксируемую членами групп в
течение определенного промежутка времени.
В ситуации МГА объективные составляющие
представлены в виде субъективного восприятия и
личной значимости для участников.
При этом такая ситуация чаще всего латентна и как правило доходит до конфликта.
Основными сферами проявления МГА являются социальная, экологическая, деятельностная,
собственно социально-психологическая и интегративная сферы. Совокупность этих проявлений
содержательно отражает процесс/результат МГА. Вопросы для самоконтроляВыберите правильный вариант
ответа 1. Основными сферами проявления МГА являются A. социальная, экологическая, деятельностная
сферы B. социально-психологическая, интегративная
сферы C.
профессиональная, семейная, когнитивная сферы D. эмоциональная, интеллектуальная, организационная
сферы 2. Определите отличия ситуации МГА
от обычной ситуации межличностного взаимодействия A. Когнитивные
процессы у членов взаимодействующих групп проходят в основном без искажений B.
Преимущественно конкурентное взаимодействие, искажение восприятия, понимания и
оценивания C.
Наличие противоречия в ценностно-мотивационных ориентациях субъектов D. Межгрупповое противоречие осознается только
одной из сторон 3. Назовите интегральные критерии МГА в организации A. Критерий
адаптации групп к совместной деятельности в организации B.
Критерий организационного развития учреждения, предприятия C. Социально-психологический адаптационный критерий организации Литература Основная 1. Булгаков А.В. Психологическая теория и практика
межгрупповой адаптации (по материалам экспериментального исследования на
кораблях ВМФ России). Монография. М., 2006. 2. Булгаков А.В., Митасова Е.В. Межгрупповая адаптация
специалистов-реабилитологов: Монография. М., 2005. Дополнительная 1. Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 2003. 2. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ., под ред. И. В. Андреевой. СПб., 2001. | |
Просмотров: 5045 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||